Что такое Ниббана?
(Примеры объяснений из Сутт Палийского Канона)
Даже у некоторых практикующих Дхамму существует весьма размытое представление о высшей свободе от страданий, о ниббане, не говоря о представителях других учений (часто даже в рамках других видов Буддизма) и тем более "любопытных прохожих".
Для обычного "мирского" человека, цепляющегося за чувственность, становление, воззрения и заблуждения в отношении 6 сфер контакта - ниббана, в том смысле в котором она описывается в Палийском Каноне, скорее страшна, губительна и в высшей степени нежелательна, так как ниббана, как будет приведено ниже - это прекращение желаний, жажды и страсти.
Для представителей других учений, будь то сторонники телесного освобождения (через рождение в более высоком мире форм Христианство, Ислам, Иудаизм и некоторые виды Индуизма или сторонники духовного освобождения или освобождения сознания (через рождение в мирах без форм различные формы Идуистских, йогических течений, Даосизм и т.д. феномен ниббаны так же вряд ли может показаться привлекательным, так как любой вид тела (формы) и любой вид сознания - это то что не существует в ниббане, так как и тело и сознание - страдательны.
С точки зрения Палийского Канона, взгляды и тех и других основываются на искаженном восприятии того, что является страданием и что является освобождением от страданий, на непонимании 4 Благородных Истин, на неправильных воззрениях. Этот пост не призван критиковать другие школы и точки зрения.
Не призван он и возвышать сторонников Тхеравады, так как не секрет, что даже многие практикующие Дхамму, сами искренне и глубоко не готовы направить свои воззрения и стремление к настолько высокому освобождению, как ниббана.
Но чтобы обозначить именно проблему недопонимания или недостаточно глубокого проникновения в три характеристики существования: непостоянство, страдательность и безличность. Чтобы подтолкнуть практикующих Дхамму к прямому рассмотрению и видению еще более тонких форм цепляний, жажды и заблуждений, которые существуют во всех сферах восприятия на любом пусть даже самом высоком уровне бытия.
"Всё составное - преходящее, старательно достигайте цели"
(Последние слова Будды,
dn 16 Махапариниббана Сутта)
Итак, что же такое Ниббана в суттах Палийского Канона:
Ниббана - это прекращение желаний - это конец страданий
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/ud8_4-nibbana-IV-sv.htm
Описание личностного существования и ниббаны с позиции жажды
Уничтожение жажды - это ниббана
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn23_2-satta-sutta-sv.htm
Описание ниббаны через пример отсутствия сфер восприятия и тела
В ниббане нет ни рук, ни ног, ни сфер контакта
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn35_236-pathama-hattha-padopama-sutta-sv.htm
Как может быть приятным то, где ничего не чувствуется?
Описание ниббаны с точки зрения приятности отсутствия восприятия и чувствования
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an9_34-nibbana-sutta-sv.htm
Где же находится ниббана?
Ниббана, как феномен наблюдаемый между умственными моментами (между восприятиями)
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an10_7-sariputta-sutta-sv.htm
PS Безусловно, это далеко не все сутты в которых объясняется, что такое ниббана, пожалуйста, размещайте еще ссылки на Палийские тексты в комментариях
"поскольку бывает так, что благодаря примеру умный человек понимает значение сказанного." (МН 43)